
Если честно, когда заказчики просят ?холодный белый?, половина из них на самом деле представляет себе что-то среднее между дневным и нейтральным светом. Вот тут и начинаются самые частые косяки в подборе.
В спецификациях часто пишут K, но на деле даже у одного производителя партии могут гулять на 200-300K. Заметил это, когда закупал ленту для аптечной витрины – пришлось трижды перезаказывать, пока не попал в нужный оттенок.
Китайские поставщики любят завышать цветовую температуру, особенно в бюджетных сериях. Как-то взяли партию с маркировкой 6500K, а по факту светилось под 7500K – синева такая, что в жилых помещениях вообще неприменимо.
Сейчас работаем с ООО Ханчжоу Лайт Сенчури Импорт Экспорт – у них стабильнее параметры, видимо сказывается опыт материнской компании в Европе. Холодный белый у них действительно близок к эталонному, без этих синих перекосов.
В торговом освещении – бесспорно. Для ювелирных витрин, медицинских учреждений, подсветки металлических поверхностей. Но вот в кафе пробовали ставить – получилось стерильно-больнично, пришлось переделывать.
Запомнился проект освещения склада фармацевтической компании. Там по техрегламенту нужен был именно холодный белый 6500K. Использовали ленту с IP67 – пыль, влажная уборка, и главное, цветопередача для чтения мелких этикеток.
А вот в жилых интерьерах – осторожно. Разве что в санузлах с хромом и стеклом, да в современных кухнях с глянцевыми фасадами. Но даже там лучше комбинировать с теплым светом.
Светодиоды холодного белого чаще греются, чем теплые. Приходится закладывать более мощный радиатор, особенно если речь о скрытом монтаже.
Деградация цвета – вот что редко учитывают. Через год-два холодный белый может уйти в синеву, особенно у дешевых производителей. Проверяли на образцах с lightingcentury.ru – там этот процесс медленнее, видимо из-за качества люминофора.
ШИМ-модуляция – больная тема. Многие контроллеры дают заметное мерцание на холодных оттенках. Приходится подбирать драйверы с частотой выше 1.5 кГц, иначе устают глаза.
При перегибах холодная лента чаще дает микротрещины в чипах. Видимо, из-за другой структуры кристалла. Поэтому радиус изгиба лучше брать с запасом.
Клейкая основа на холоде держит хуже – проверяли при монтаже на уличных вывесках. При -15°C отклеивалась даже у брендовых производителей. Теперь всегда дополнительно ставим алюминиевый профиль с механическим креплением.
Паяльные работы – тут есть тонкость. При перегреве холодные светодиоды сильнее меняют цветовую температуру. Лучше использовать низкотемпературные припои и точечный прогрев.
Дешевый холодный белый – это гарантированно синяя белизна и неравномерность свечения. Для акцентной подсветки можно взять и подешевле, а вот для основного освещения – только проверенные поставщики.
Сравнивали образцы: у того же Ханчжоу Лайт Сенчури при схожей цене с рыночными аналогами – стабильнее CRI (выше 80) и равномернее световой поток по длине ленты.
Драйверы – отдельная история. На холодном белом любые пульсации заметнее, поэтому экономить на блоке питания точно не стоит. Проверяем осциллографом перед сдачей объекта.
Сейчас появляются гибридные решения – та же холодная лента, но с возможностью корректировки цветовой температуры через управление RGB-каналами. Интересная штука, но пока дороговато для массовых проектов.
В Европе, кстати, холодный белый используют аккуратнее – чаще в технических помещениях, реже в ритейле. Наверное, не зря материнская компания наших поставщиков 21 год на этом рынке – у них подход более сбалансированный.
Лично я холодный белый применяю точечно – где нужна максимальная контрастность и ?стерильность? восприятия. Во всех остальных случаях склоняюсь к нейтральным 4000K – универсальный вариант без крайностей.